Реализация образовательных программ профессионального образования в контексте ФГОС: опыт, проблемы, перспективы

В г. Омске  на базе Омского государственного педагогического университета 12 мая 2015 г. состоялся Межрегиональный Профессионально-Образовательный Форум  «Реализация образовательных  программ профессионального образования в контексте ФГОС:  опыт, проблемы, перспективы».

Организатором Форума выступил Региональный Научно-образовательный центр «Интеграция».

Форум проводился с целью обсуждения опыта, выявления  проблем и определения концептуальных подходов и технологий к их решению  в процессе реализации образовательных  программ  профессионального образования в современных условиях.

В Форуме приняли очное участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций профессионального образования, специалисты органов управления образованием, социальные партнеры образовательных организаций и работодатели Омского региона и Республики Казахстан (г. Усть-Каменогорск), всего 38 образовательных организаций (учреждений), 300 человек.

В программу Форума были включены 20 докладов, которые были заслушаны и обсуждены на пленарном заседании и  шести секциях, а также в режиме видео-конференции на портале ОмГПУ.

С приветствием к участникам Форума обратились:

Титенко Владимир Владимирович – заместитель Министра образования Омской области, кандидат педагогических наук;

Чекалева Надежда Викторовна – проректор  по инновационной и международной деятельности ОмГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

Основным лейтмотивом выступлений пленарного заседания явилась тема взаимодействия профессиональных образовательных учреждений (организаций) с работодателями, направленного на удовлетворение потребностей  предприятий и организаций в квалифицированных кадрах.  На пленарной части Форума выступили с  докладами:

  1. Жигунова Марина Александровна, председатель Комитета по вопросам  развития культуры и духовно-нравственного развития национальных отношений Общественной Палаты Омской области, кандидат исторических наук: Проблемы и перспективы развития профессионального образования в Омском регионе.
  2. Нурсеитова Алла Александровна, директор коммунального государственного учреждения «Центр технического и профессионального образования   и подготовки кадров Восточно-Казахстанской области», Республика Казахстан: Модернизация системы технического и профессионального образования  Восточно-Казахстанской области: задачи, проблемы, промежуточные итоги.
  3. Боровский Игорь Владимирович, член Совета Общественной палаты Омской области, директор БОУ Омской области «Медицинский колледж», доктор медицинских наук, профессор: Оценка эффективности образовательной деятельности в контексте современного подхода к управлению профессиональной образовательной организацией.
  4. Галкина Светлана Леонидовна, директор Центра сертификации и экспертизы «Омск-Тест», кандидат технических наук:  Профессиональные стандарты и сертификация квалификаций.

В рамках Форума работали дискуссионные, презентационные и проектные площадки по следующим проблемам:

  1. Внедрение профессиональных стандартов в образовательные программы СПО. Руководители: Амренова Манзила Мергеновна, заместитель директора по научно-методической работе БПОУ ОО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса», кандидат педагогических наук, доцент.
  2. Проектирование образовательных программ среднего и высшего профессионального образования. Руководители: Пермикина Оксана Анатольевна, председатель Методического объединения методистов ОО СПО г. Омска и Омской области, заместитель директора по научно-методической работе БПОУ ОО «Омский автотранспортный колледж», магистр; Ерошенко Татьяна Леопольдовна, заместитель директора  по научно-методической работе БОУ ОО «Медицинский колледж», кандидат педагогических наук.
  3. Технологии оценки общих компетенций обучающихся в аудиторной и внеаудиторной деятельности. Руководители: Бурцева Людмила Петровна, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, кандидат педагогических наук; Борилова Людмила Николаевна, заслуженный учитель РФ, председатель Методического объединения заместителей директоров по учебно-воспитательной работе ОО СПО г. Омска и Омской области, зам. директора по учебно-воспитательной работе БПОУ ОО СПО «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта».
  4. Организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования: практика и нормативно-правовое обеспечение. Руководители: Троцкая Ольга Александровна, заместитель директора по научно-методической работе БПОУ ОО «Омский техникум высоких технологий машиностроения»; Гурьян леонид Викторович, Почетный работник СПО, заместитель директора по учебной работе БПОУ ОО «Омский авиационный колледж» им. Н.Е.Жуковского»; Авдеева Галина Федоровна, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, кандидат педагогических наук.

А также были проведены:

  1. Тренинг «Профессиональное здоровье педагога». Руководители: Шипилина Вероника Васильевна, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, кандидат психологических наук; Старовойтова Жанна Александровна, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, кандидат педагогических наук.
  2. Заседание Координационного совета Регионального Научно-образовательного центра «Интеграция»: «Итоги работы в 2014-2015 учебном году и ориентиры партнерского взаимодействия в 2015-2016 учебном году». Руководитель: Шипилина Людмила Андреевна, заведующая кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

Заслушав и обсудив представленные доклады и сообщения, участники Форума констатируют, что в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития роль системы профессионального образования в обеспечении модернизируемых и новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и создании условий для её эффективной занятости существенно возрастает. В связи с этим следует отметить, что экономика сегодня остро нуждается в квалифицированных специалистах (служащих) и рабочих. На первый план выдвигаются задачи  приведения структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, повышения качества подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, престижа соответствующих профессий (специальностей) и привлекательности соответствующих образовательных программ.

Решать эту непростую задачу участникам образовательного сообщества и их социальным партнёрам предстоит в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», соответствующих нормативных актов федеральных министерств и ведомств.

Поддерживая активную социальную политику российского государства, участники Форума подчёркивают, что достижение её стратегических ориентиров требует консолидированных усилий государственных органов и органов местного самоуправления, коллективов образовательных организаций, работодателей, местных сообществ и других социальных партнёров в сфере образования. Как представляется, сегодня эти усилия следует направить, прежде всего,  на разработку и реализацию региональных программ модернизации профессионального образования, обеспечивающих интеграцию начального и  среднего профобразования, высшего образования  в рамках региональных социально-экономических систем; на создание сети многофункциональных центров профессионального образования и профессиональных квалификаций; на формирование современной системы непрерывного образования, систем сертификации профессиональных квалификаций и мониторинга деятельности организаций, реализующих программы высшего, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки; на совершенствование организации и повышение результативности профориентационной работы с подростками и молодёжью; на содействие трудоустройству выпускников образовательных организаций и их адаптации к условиям рынка труда; на разработку и внедрение нормативно-правового и методического обеспечения сетевых форм реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ; на формирование перспективных моделей управления организациями профобразования; на подготовку резерва управленческих кадров и введение эффективного контракта в системе профессионального образования.

Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом и рекомендуют скоординировать действия на следующих приоритетных направлениях:

Руководителям государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— обеспечить качественный долгосрочный прогноз социально-экономического и научно-технического развития региона в увязке с обеспечивающими этот прогноз потребностями в кадровых ресурсах. Использовать данный прогноз при формировании адекватной профессионально-квалификационной структуры подготовки, обеспечивающей сбалансированность рынков труда и образовательных услуг;

— создать Координационный совет Региональной системы профессиональной стандартизации, оценки и сертификации профессиональных квалификаций (без образования юридического лица), в состав которого войдут представители заинтересованных государственных и муниципальных органов власти, бизнес сообществ работодателей, ресурсных центров и учреждений (организаций) профессионального образования. Предусмотреть целевой внебюджетный фонд для финансирования мероприятий данного проекта;

– осуществлять координацию деятельности участников регионального образовательного сообщества по научно-методическому и организационному сопровождению подготовки высококвалифицированных кадров с использованием механизмов сетевого взаимодействия организаций профессионального образования и их социальных партнёров;

— совершенствовать систему мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах с целью осуществления опережающей подготовки персонала на основе регионального образовательного заказа;
      – сформировать систему мер стимулирования работодателей региона, обеспечивающих условия для непрерывного повышения работниками образовательного и квалификационного уровня (в том числе путём внутрифирменного обучения), а также участвующих в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда, в профориентационной работе с подростками и молодёжью, в работе попечительских советов, подготовке и трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования, в формировании публичных рейтингов этих учреждений;
—  разработать механизм организации и проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и образовательных учреждений на региональном уровне;

Руководителям организаций среднего и высшего профессионального образования:

– обеспечить разработку и реализацию основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, направленных на повышение конкурентоспособности студентов старших курсов и выпускников на рынке труда на основе профессиональных и образовательных стандартов;

– развивать взаимодействие с органами местного самоуправления, центрами занятости населения, работодателями, общественными объединениями с целью поддержки трудоустройства выпускников и их адаптации к условиям рынка труда;
– осуществлять мониторинг трудоустройства, профессиональных и образовательных траекторий выпускников с использованием механизма социального (государственно-частного) партнёрства в сфере образования;

– изучить и использовать в работе опыт заключения соглашений о трудоустройстве выпускников между управлением государственной службы занятости населения, центрами занятости населения и организациями профобразования Республики Казахстан;

– максимально полно и эффективно использовать возможности сетевого взаимодействия при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ;

—  разработать методическое обеспечение сетевой формы реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ;

— создать открытую информационную среду для работодателей и населения, организовывать проведение совместной с бизнес сообществами просветительско-информационной работы по ознакомлению работодателей с инновационными направлениями и формами деятельности образовательных учреждений  (организаций) профессиональной подготовки, внедряемыми на основе мониторинга качества и обеспеченности кадрами рынка труда;

— организовать работу творческих групп в рамках методических объединений по изучению структуры и содержания профессиональных стандартов по отраслям (имеющихся в наличии) и сопряжению дидактических единиц Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта.
Руководителям учреждений (организаций) и подразделений дополнительного профессионального образования:

– обеспечить систематическое проведение обучающих и методических семинаров (вебинаров), консультаций и мастер-классов по реализации ФГОС профессионального образования на основе компетентностного подхода;

—  активизировать деятельность по разработке и реализации инновационных (в первую очередь интегрированных) образовательных программ по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям;

— продолжить работу по обновлению содержания и повышению качества реализуемых основных и дополнительных профессиональных образовательных программ; открытию новых профессий и специальностей с ориентацией на основные, наиболее значимые для муниципалитетов, региона и страны в целом, виды экономической деятельности, с учётом демографической ситуации, запросов рынка труда и возможностей образовательных учреждений (организаций);

– изучить и использовать в работе опыт деятельности региональных отраслевых ресурсных учебных центров и многопрофильных центров профессионального образования с целью использования их в качестве площадок для проведения выездных занятий со слушателями.

Бизнес-сообществам работодателей:

— активно проводить работу по стимулированию представителей бизнеса к софинансированию профессиональной подготовки кадров, формированию и поддержанию имиджа рабочих специальностей посредством совместной с образовательными учреждениями  (организациями) организации и участия в конкурсах, семинарах, научных и иных мероприятиях профориентационной направленности;

— организовать формирование профессионального заказа предприятий на будущих специалистов;

— на основе развития современных систем мониторинга поиска и распределения рабочих мест участвовать в организации деятельности по информированию населения о потребностях экономики в специалистах и возможностях будущей профессиональной карьеры;

— Торгово-промышленной палате Омской области инициировать проведение встреч, круглых столов, рабочих совещаний представителей профессиональных сообществ по отраслям с профессиональными образовательными организациями по вопросам внедрения профессиональных стандартов в образовательный процесс СПО и ВО.

Оргкомитету Профессионально-образовательного форума:

– представить настоящую резолюцию для размещения на официальных сайтах Министерства образования Омской области, организатора Форума — ОмГПУ, социальных партнеров Регионального Научно-образовательного центра «Интеграция».

Участники Межрегионального Профессионально-Образовательного Форума рекомендуют:

— продолжить  проведение  Форума как формы профессионально-педагогического общения, позволяющей представить опыт реализации образовательных программ профессионального образования в свете  современных требований и совместно определить перспективные задачи сетевого взаимодействия  образовательных организаций по достижению эффективной организации  подготовки высококвалифицированных кадров для региона.